VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современная музейная педагогика

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010093
Тема: Современная музейная педагогика
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Исторический факультет
Кафедра Всеобщей истории



Современная музейная педагогика 
(на примере деятельности школьных музеев г. Екатеринбурга) 
Выпускная квалификационная работа



Исполнитель:
Ткаченко Алла
Александровна
Студентка V курса
Группа БП-51.






Екатеринбург 2017
Содержание

Введение	3
Глава 1. Тенденции развития современной музейной педагогики	16
1.1. История возникновения музейной педагогики	16
1.2. Классификация школьных музеев и их отличие от других музеев	23
1.3. Развитие музейной педагогики в г. Екатеринбурге	33
Глава 2. Эффективность работы школьных музеев г. Екатеринбурга в рамках образовательного пространства и при реализации ФГОС	44
2.1. Патриотическое воспитание	44
2.2. Историческое воспитание	53
2.3. Работа по воспитанию толерантности и культурных ценностей	60
2.4. Развитие этнографического воспитания…………………………………..64
2.5. Разработка проекта развития школьного музея	65
Заключение	69
Приложение………………………………………………………………………73
Список источников и литературы:	79








Введение
     
     Актуальность темы. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с гостями музеев, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании. Именно музейная педагогика располагает тем, что выше всей конкуренции – она помощник в решении воспитания культурной личности ребенка: поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, познакомит с истинными ценностями. Включение музеев в школьный образовательно-воспитательный процесс помогает полноценно воспринимать экспозиционную информацию. Это возможно при максимальной подготовленности учащегося к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.
     Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями Российских образовательных учреждений независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»1. Задачей музеев, в том числе и школьных, является сбор предметов - уходящих, невосполнимых. Собрать и сохранить изделия прошлого - это программа минимум для любого музея.
     Школьные музеи становятся для учащихся центрами как формального, так и неформального образования. Они строят свою работу на взаимодействии с учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территории, культурным потенциалом региона.
     Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определённых случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.
     Актуальность выбранной темы исследования музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме, как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Именно школьный музей в полной мере дает возможность для формирования гражданской самореализации, воспитании патриотизма, выступающего в единстве духовности и социальной активности личности. 
     Объектом исследования - современная музейная педагогика. 
     Предметом исследования - школьные музеи как часть системы музейной педагогики г. Екатеринбурга.
     Цель дипломной работы: выявить  потенциал школьных музеев г. Екатеринбурга в рамках образовательного пространства и при реализации ФГОС.
     Задачи исследования:
     1) рассмотреть музейную педагогику как часть современного образовательного процесса;
     2) провести анализ программ для школьников, реализуемых в школьных музеях Екатеринбурга;
     3) составить классификацию школьных музеев Екатеринбурга; 
     4) проанализировать деятельность школьных музеев Екатеринбурга в сфере гражданского, патриотического, культурно-исторического и этнографического воспитания.
     Территориальные рамки исследования охватывают территорию г. Екатеринбурга. В ходе проведенного исследования нами проведено изучение школьных музеев на территории этого города.
     Хронологические рамки работы охватывают период с 1926 г. (открытие наиболее раннего школьного музея)  по настоящее время. В эти годы в России произошли и продолжают происходить серьезные изменения в отношении к школьным музеям, которые стали рассматриваться не просто как дополнительный элемент образовательно-воспитательного процесса, но и как составная часть основного образовательного процесса и системы дополнительного образования.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции музейной педагогики, ориентированные на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию (Н.И. Решетников2, Н.И. Романов3); исследования в области основ социокультурной образовательной деятельности отечественных музеев (М.Б. Гнедовский4, Б. А. Столяров5), теории музейной педагогики, рассматривающие музейную экспозицию как наглядную форму художественно-эстетического обучения (Н.Г. Макарова6, Е.Б. Медведева М.Ю. Юхневич 7); 
     В работе использованы следующие методы исследования: 
* анализ (разделение школьных музеев на классы и их изучение), 
* синтез (объединение отдельных элементов школьных музеев в одно целое),
* аналогия (выявление сходств  изучаемых явлений по определённым признакам), 
* обобщение (рассматривались школьные музеи г. Екатеринбурга для того, чтобы сделать общий вывод об их деятельности), 
* классификация (разделение образовательных программ школьных музеев на определенные группы в соответствии со спецификой музея),
* анкетирование (анкеты для работников школьных музеев, для учеников и родителей),
* историко-генетический метод (последовательное обнаружение свойств, функций и изменений музейной педагогики в процессе ее исторического движения),
* историко-сравнительный метод (установление сходства в деятельности всех изученных школьных музеев г. Екатеринбурга).
    Источниковая база.  В дипломной работе использована классификация источниковой базы Данилевского И.Н. и Румянцевой М.Ф.8
     К основным источникам изучения темы относятся письменные источники. В этой группе источников выделим нормативные документы общегосударственного характера (закон «Об образовании», Федеральный Государственный образовательный стандарт); законодательные акты (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»9, областные законы: «О Концепции развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года»10, Закон Свердловской области от 27.12.2004 № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области»11,  Постановление Правительства Свердловской области от 26.02.2013 № 224-ПП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы12, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Свердловской области»; нормативные документы образовательного учреждения (Положение о совете школы, учебная программа по истории, программа развития школы, Устав школы; Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея). 
    В группе письменных источников мы выделим делопроизводственную документацию, к которой отнесем  все отчетные документы на музейные предметы (акт приема предметов на постоянное(временное) хранение; книга поступления музейных предметов; книга учета основного фонда; книга учета научно-вспомогательного фонда; инвентарная книга), на экскурсии (тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии мероприятий), массовые мероприятия (книга учета массовых мероприятий), книга отзывов и предложений. 
    К вещественным источникам мы отнесли все музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, предметы быта, обихода, утварь, украшения, предметы искусства, культа и другие предметы разнообразного назначения, которые содержат информацию о хозяйственной деятельности, бытовом укладе, социальной организации, эстетических и религиозных представлениях. 
     Историография данной темы. Зарождение музейной педагогики связано с именем А. Лихтварка13. Своей практической деятельностью он немало способствовал распространению просветительской работы в области искусства, ибо был убежден в том, что музей, как и школа, является местом обучения. Воплощая на посту директора Гамбургского художественного музея Кунстхалле лозунг «Искусство - в жизнь», А. Лихтварк всей своей многогранной деятельностью стремился избавить музей от рутины. 
     Накопленный к началу XX в. опыт образовательной деятельности в немецких музеях позволил одному из создателей Немецкого музея шедевров естествознания и техники в Мюнхене Г. Кершенштайнеру написать книгу «Теория образования»14 (1926). В ней он обосновал необходимость организации деятельности немецких музеев по педагогическому принципу и обозначил пути осуществления этой цели.
     С начала 1920-х и в 1930-е годы в Германии на первый план выходят проблемы взаимодействия музея и школы. Тогда же в Майнце было издано методическое пособие Г. Кленка под названием «Музей и школа»15 (1927), включив в учебные планы описание римско-германского музея этого города, с методикой использования его коллекций в преподавании истории.
     Большую роль в разработке обозначенной проблемы сыграла книга Г. Фройденталя «Музей - Народное образование – Школа»16 (1931). В ней автор утверждал, что сперва необходимо уяснить сущность различия между музеем и школами и границы их возможностей, и лишь после этого - планировать совместную работу. Также, именно в этой книге, Г.Фройденталь впервые употребил термин «музейная педагогика».
     Поскольку СССР  в течение длительного времени имела тесные связи с Германией и в той или иной степени испытывала на себе ее культурное влияние, образовательная деятельность отечественных музеев во многом аналогична вышеописанному немецкому опыту.
     Труды А. Лихтварка были хорошо известны советским специалистам того времени. Они оказали безусловное влияние на те процессы формирования теоретических и практических аспектов музейной педагогики, прежде всего в среде художественного музея, которые развивали Н. И. Романов, Ф. И. Шмит и,особенно, А. В. Бакушинский.
     Наряду с этим следует отметить влияние на отечественных исследователей и воззрений известного философа, представителя русского космизма Н. Ф. Федорова, который считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. Выдающийся русский философ выделял три основные функции музея: исследование, учительство и деятельность. Он считал, что только их совокупная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал.
     Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием "Экскурсионного вестника", специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству»17. В ней автор высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию.
     Большой вклад в развитие музейной педагогики внес А. В. Бакушинский18. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс А.В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Резко выступая против иллюстративного подхода рассмотрению произведения искусства, он утверждал необходимость акта сопереживания в процессе восприятия, считая, что если художественное произведение является символом, который выражает творческое действие художника, то подобное творческое действие оно должно пробудить и у зрителя.
     В 1923 г. в Харькове была опубликована работа Ф. И. Шмита «Искусство как предмет обучения»19, в которой рассматривались цели и задачи эстетического воспитания детей. Понимая искусство как активную психическую деятельность, автор ратовал за его включение в школьную программу, видя в нем средство, которое способствует формированию творческой личности. Утверждая приоритет воспитательной функции над образовательной, Шмит считал, что, создавая условия для нормального психического развития, школа готовит ребенка, как к процессу активного познания мира, так и к продуктивному применению знаний в практической жизни.
     В целом, процесс обучения, по мнению ученого, должен опираться на закономерности естественного (природного) развития ребенка, и по этой причине начальное обучение должно быть не чем иным, как активным процессом накопления жизненного опыта, который включает сенсорные и эмоциональные впечатления, переживание ребенком его взаимодействия с окружающим миром. Ф. Шмит считал, что «детей нужно воспитывать не в тесном душном классе, а везде: в живой природе, во всевозможных мастерских и повсюду, где дети могут почерпнуть полезный опыт»20.
     Данная установка позволила Ф. Шмиту сделать вывод о том, что для детей младшего возраста основным методом и средством обучения является искусство. Подобно А. Лихтварку и Н.И. Романову, он отрицал возможность изучения истории искусства в художественном музее (особенно в младшем возрасте). Отдавая приоритет природе перед искусством, он полагал, что восприятие работ профессиональных мастеров и посещение музея навязывает детям новые художественные формы и стереотипы восприятия, которые опасны для творческого развития.
     В нашей стране понятие музейной педагогики стало употребляться с начала 70-х гг. и постепенно получило всё большее распространение. Конечно, у нас не дошло до создания музейно-педагогических центров и комплексов, как это сделано на Западе, особенно в Германии, но и в бывшем СССР в начале 80-х гг. обозначились изменения в образовательной концепции музея: музейная аудитория воспринимается как участник коммуникативного процесса, рассматриваются проблемы культурно-образовательной деятельности. В 90-х гг. музейная педагогика стала своеобразной рамкой сотрудничества учреждений образования и культуры, так как стало понятно, что «в школах не хватает культуры, а в музеях – образования»21. После осознания этого бесспорного факта и началось продуктивное сотрудничество музеев и школ.
     Свое внимание мы акцентируем на работах современных авторов, таких как Т. А. Кудриной, Н. В. Шалаховой, И. М. Косова, О. В. Лысикова, Т. Ю. Юренева, которые рассматривают проблемы типологии музеев, их функции, музейную деятельность, а также теорию школьных музеев.
     «Музей и школа»22 под редакцией Т. А. Кудриной, авторы рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом и интернациональном, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. В книге даются подробные рекомендации по вопросам взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывается об условиях создания школьных музеев, их месте в учебном процессе. «Музей и школа»23 под редакцией Н. В. Шахаловой, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей-школа».
     «Музей в культурной жизни края»24 под редакцией Косова И. М., рассказывает о том какая ответственная миссия возложена на всех работников культуры, интеллигенцию, от деятельности которых в значительной степени будет зависеть возрождение страны. Видное место в этом процессе должны занять музеи, хранящие предметы человеческой памяти. Они активно могут служить человеку, расширяя его кругозор, укрепляя дух, закладывая основы нравственности, углубляя осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков.
     «Музеи России»25 под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями – музейными экспонатами.
      «Музееведение»26 под редакцией Юренева Т. Ю., книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга.
      «Музей в мировой культуре»27 под редакцией Юренева Т. Ю., впервые комплексно исследуется музей как феномен мировой цивилизации. Автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, показывает роль и место музея в каждой конкретной исторической эпохе, прослеживает эволюцию музейных учреждений. Историко-краеведческую деятельность рассматривают такие авторы как: Г.Е. Корнилов, В.В. Козлова, В.В. Титова. Вопросы музейной педагогики рассматривает Е.Г. Ванслова, Н.И. Зограф дает рекомендации по разработке экскурсий. 
     Таким образом, по теме музейная педагогика существует обширный круг исследований, но специальных работ о том, как школьные музеи г. Екатеринбурга реализуют свой потенциал в рамках образовательного пространства и при реализации ФГОС, не было. Это позволяет говорить о том, что тема дипломной работы еще не была предметом пристального внимания учёных.  
     Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что в школьном музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о молодежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений.
     Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть и достигают значительных результатов. Примером такого сотрудничества может быть работа музея и школы по развитию краеведческого движения школьников. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразны формы краеведческой деятельности: это и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения, и походы по местам боевой, революционной и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок.
     Значительно обогащают функциональное предназначение школ по образовательной и воспитательной деятельности конференции по краеведению, организуемые силами учителей и учащихся, экспедиционная работа со школьниками, которая пополняет музейные коллекции школ (по историческим, природным и памятным местам края). Различные формы собирательской деятельности, приводят, в конце концов, к созданию содержательного школьного музея.
     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, выявляется проблема и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития современной музейной педагогики. Вторая глава посвящена изучению эффективность работы школьных музеев г. Екатеринбурга в рамках образовательного пространства и при реализации ФГОС. Заключение, где сделаны выводы по данной проблеме. Список литературы и приложения.
     
     


Глава 1. Тенденции развития современной музейной педагогики

1.1. История возникновения музейной педагогики
     
     Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в конце XIX века в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн). Е. Б. Медведева, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечает, что она первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. Гамбургский художественный музей стал колыбелью музейной педагогики, а ее «отцом» - директор музея, школьный учитель А. Лихтварк (1852-1914гг.). Впервые введя понятие «музейные диалоги», Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики, цель которой - развить умение творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника28.
     С возрастанием социальной роли музеев в обществе в 60-е годы XX века (так называемый «музейный бум») музейная педагогика начала формироваться и как особая отрасль знаний и исследований. Образовательная функция музея стала рассматриваться как одна из его основных функций. В нашей стране термин «музейная педагогика» стал употребляться с 70-х годов XX века. Возникла необходимость в музейном специалисте, который был бы способен помочь зрителю вступить в диалог с памятником культуры, произведением искусства. Для этого необходимо знать не только основы мировой художественной культуры, историю искусства, но и психологию, владеть педагогическим мастерством. Такого специалиста называют музейным педагогом, а область приложения его труда - музейной педагогикой.
     Музейная педагогика изучает историю и особенности культурно-образовательной деятельности, методы воздействия музея на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями. Это особый раздел педагогической науки и область научно-практической деятельности музея, в содержание которой входит передача культурного опыта в условиях музейной среды29. 
     Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в Научно-исследовательском институте культурологии, когда М. Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации.30 Б.А. Столяров определяет музейную педагогику как междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды31.
     На развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М. М. Бахтина и В. С. Библера. Музей становится местом осуществления культурно-исторического диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями. Педагогика музея основана на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства и памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель музея приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.
     Центральным для этой отрасли педагогического знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации - осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение выявить в реальной жизни предметы музейного значения.
     Объект музейной педагогики - это культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, способствующие развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями в условиях музейной среды. Посетитель музея рассматривается не как объект образовательного воздействия, а как участник диалога. Предмет музейной педагогики - исследование сущности, закономерностей и методов музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями.
     Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, музей создает уникальное художественно-временное пространство и «погружает» зрителя в культуру (искусство) прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая широкие слои зрителей в диалог с ними. Е. Г. Ванслова отмечает, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь человеку стать творческой личностью, сформировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она включает ребенка в сферу культуры. Роль музейного педагога возрастает при движении целевых педагогических задач от просветительства к системному многоуровневому образованию музейными средствами, включающему формирование визуального мышления, художественного восприятия, музейной культуры и творческих начал.
     Задачи музейной педагогики:
     1. Приобщение к музею и музейной культуре с раннего возраста. Формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему.
     2. Активизация творческих способностей личности и творческой деятельности в музее. Поиск новых форм общения с культурным наследием.
     3.  Создание многоступенчатой системы музейного образования (школа - музей - учреждения дополнительного образования - вуз) 32.
     Последнее десятилетие широко разрабатываются и внедряются в практику российские музейно-педагогические образовательные программы, например, программа «От 6 до 16» по музеям Кремля (С. А. Калмыкова, Т. С. Молярова); «Предметный мир и культура» (М. Ю. Юхневич, Н. Г. Макарова); «Музей и культура в начальной школе» (Е. Г. Ванслова); «Здравствуй, музей» (Б. А. Столяров, Всероссийский центр музейной педагогики, Русский музей г. Санкт-Петербурга).
     В рамках программы «От 6 до 16» дети вместе с родителями могут увидеть архитектурные шедевры Кремля, осмотреть экспозицию сокровищ и временных выставок и всей семьей выполнить творческое задание. В музеях проходит множество тематических и обзорных экскурсий для школьников от 6 до 16 лет. Ученики 1-2 классов могут прийти на обзорную экскурсию по территории Кремля и Соборной площади, узнать, сколько лет кремлевским стенам, посмотреть на Царь-колокол и Царь-пушку, увидеть колокольню Ивана Великого и Кремлевские куранты, Кремлевский дворец и Грановитую палату с Красным крыльцом. Для учеников средней и старшей школы работает Клуб любителей Древностей, на занятиях которого можно познакомиться с археологией и нумизматикой, оружиеведением и другими интересными науками.
     Ребята от 6 до 10 лет с родителями могут посещать занятия в студии «Светлица», которая работает в Детском центре. Программа студии включает интересные экскурсии по Кремлю и творческие задания, которые помогут закрепить полученные знания на практике. Лекторий Музеев Кремля приглашает детей с родителями на увлекательные лекции по истории и искусствоведению. Лекции проходят по выходным в здании Оружейной палаты. Детям в возрасте от 6 до 15 лет будет интересна программа «Кремлевские университеты», которая включает в себя не только лекции, но и специальные мероприятия: дискуссии, творческие занятия, праздники, конкурсы, исторические викторины. Например, можно отправиться в квест по Оружейной палате, посетить урок по приготовлению масляных красок, примерить на себя старинные костюмы и много чего еще.
     Музейная педагогика дает музейному работнику тот инструментарий, который позволяет осмыслить все виды деятельности музея в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень его образовательного воздействия33. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, культурных эталонов, музей, создав уникальное художественно-временное пространство, «погружает» воспитуемого в культуру прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты. Развитие общекультурной компетентности реализуется через использование специфических возможностей и образовательного потенциала музеев и музейной педагогики, активных методов обучения, музейных предметов и музейной среды, образного языка экспозиции и произведений искусства, обращения к культурным эталонам34. Музейный предмет - одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности, ставших объектами познавательного и ценностного отношения и включенных в состав собрания музейного. Назначение музейных предметов многообразно:
• функциональное (например, у ложки);
• культурологическое (историческое место в потоке культуры);
• эстетическое (воздействие искусной, красивой, гармоничной вещи);
• искусствоведческое (место в художественном процессе, атрибуция музейного предмета - научное описание, выявление качеств, художественного значения, авторства, даты и др.);
• сакральное (объект поклонения, почитаемый символ);
• духовное (дух вещи, наделение живой душой, некая ее субъектность).
     «Музейные вещи, шедевры - молчаливые свидетели эпохи, они живут сегодня новой жизнью, которую им даем мы, наши мысли и чувства. Это чудо происходит каждый день - оно и есть музей» (И. Антонова, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина) 35. 
     Поскольку ценность предмета во многом определяется полнотой наших сведений о нем и степенью его изученности, музейный предмет выступает в музее в неразрывном единстве со всем массивом характеризующей его научной документации. Согласно современным взглядам, музейный предмет принято рассматривать в единстве его общих свойств и конкретных признаков. К первым относятся: информативность - способность выступать в качестве источника информации, аттрактивность - способность привлекать внимание посетителя, экспрессивность - способность вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие. Общие свойства раскрывают содержание, морфологию и семиотику (совокупность значений и смыслов)36. 
     Конкретные признаки - материал, время создания, способ изготовления, принадлежность и т.д. - составляют основу научного описания музейного предмета. При рассмотрении музейного предмета как объекта культурного использования, служащего задачам формирования политической, профессиональной, этической и эстетической ориентации человека, выделяют его научную, художественную и мемориальную ценность. Обычно понятие музейный предмет применяется только к подлинникам, однако некоторые музееведы (В.Е.Туманов, В.Ю.Дукельский) настаивают на возможности отнесения к этой категории и специально изготовленных для экспонирования макетов и воспроизведений музейных предметов, выступающих в функции памятников. Классификацию музейных предметов и их распределение по коллекциям или группам хранения осуществляют исходя из способа кодирования информации: вещественные источники, письменные источники, изобразительные источники, кино-, фото, фоноисточники. 
     К средствам педагогического взаимодействия относится и специально организованная предметно-пространственная среда - музейная экспозиция, поскольку она оказывает значительное воздействие на личность и активно «участвует» в образовательном процессе. Музейная экспозиция - целенаправленная, научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Экспозиция возникает в связи с потребностью использования музейного собрания в образовательных целях, а также для эмоционального воздействия на посетителя. Критериями отбора предметов из музейного собрания служат экспозиционный замысел и коммуникативные свойства будущих экспонатов, информативность, аттрактивность и экспрессивность музейного предмета при учете возможности обеспечения его сохранности. Экспозиция требует отделенного от фондов экспозиционного помещения, специального музейного оборудования, гарантирующего хорошую обозреваемость и сохранность экспонатов, а также определенных архитектурно-художественных решений интерьера экспозиционного зала37.
     Основные виды музейной экспозиции определяются методом их построения: ландшафтный, систематический, ансамблевый, тематический. По назначению экспозиция может.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.